- ИСТОРИЯ -
 
     
 

 


БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА ЦАХУРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА.

 

Цахуры - одна из коренных народностей Дагестана. В настоящее время они проживают в Рутульском районе Дагестанской АССР, в Закатальском и Кахском районах Азербайджана. По данным Всесоюзной переписи 1979 г., численность цахур составляет 13,1 тыс. чел.
Цахуры себя именуют "йихъбы", а свой язык "йихъ-сум". Этноним "цахуры" происходит от названия самого крупного населенного пункта на их территории - сел. Цахур.

Цахурский язык относится к кавказкой семье. По структурно-грамматическому строю и лексическому фонду наибольшее сходство он обнаруживает с рутульским, лезгинским, агульским, арчинским и табасаранским языками.
Мы назвали наше исследование "Бытовая культура цахуров", вычленив тем самым из общей массы исследовательского материала тот объект, который в данном случае станет предметом изучения. Как известно, понятие "бытовая культура" было сформулировано сравнительно недавно, когда Ю.В.Бромлей предложил понимать под ним " тот слой объективированной культуры (культуры в узком значении слова), который несет основную этническую (этнографическую) нагрузку". Данное определение довольно быстро вошло в научный обиход, доказав свою плодотворность и операциональность.
Можно считать, что с этого времени разнобой в определении предметной зоны этнографической науки, который давал о себе знать чуть ли не весь период ее существования, был преодолен. Имея перед собой объект изучения - народы - этносы - и ориентируясь на изучение той сферы действительности, в которой в максимальной степени выражена этническая специфика, этнографии наконец-то удалось со всей определенностью закрепить за собой подобающее ей место в системе наук, что благотворно сказалось на уровне и качестве соответствующих исследований.
Целью нашего исследования является изучение бытовой культуры цахуров. Однако бытовая культура - явление многогранное, включающее в себя множество сторон и аспектов. Целостно охватить его в одном исследовании, тем более при строгом ограниченном объеме, практически невозможно. Это предопределило необходимость выбрать для исследования те ее сферы, которые являются как бы системообразующими, несут на себе в этом смысле наибольшую нагрузку.
Такой подход стал возможен после специальных исследований, которые проводились, кстати, и на кавказском историко-этнографическом материале. Было предложено членить культуру этноса на четыре составляющих - культуру первичного производства, культуру жизнеобеспечения, соционормативную культуру и гуманитарную культуру. Каждая составляющая охватывает определенный круг явлений, а в целом - всю культуру этноса. Такая классификация, естественно, не единственно возможная. Для других познавательных целей могут быть предложены и другие классификационные схемы, однако вышеизложенная обладает рядом несомненных достоинств.
Прежде всего, данная классификация подходит к изучению культуры этноса не с тривиальных позиций. Расширяя ставшее уже привычным членение культуры на материальную и духовную, она тем самым дает возможность представить ее многоуровневый характер уже на первичной стадии анализа. Кроме того, данная классификация учитывает, что при всей важности для целостного функционирования культуры этноса всех названных компонентов, их роль в этом процессе все же неодинакова. Так, культура жизнеобеспечения этноса, куда входят поселения, жилища, одежда, пища и некоторые другие элементы материальной культуры, играет совершенно особую роль в системе, ввиду ее многообразных связей с остальными компонентами культуры.
Именно таким подходом и был определен наш выбор поселенческо-жилищного, одежного и пищевого комплексов в качестве предмета для изучения в настоящем исследовании. Отражая самые насущные потребности людей, они в значительной степени "этнизированы" и в то же время тесно связаны с социально-экономическим уровнем развития общества и природно-климатическим ландшафтом, в котором протекает жизнь народа.
Вместе с тем в работе рассматривается и традиционное хозяйство цахуров - культура первичного производства. Производство материальных благ составляет основу существования человечества. Естественно, что ни одна исторически сложившаяся этническая общность людей не сможет существовать, если ее представители не выработают соответствующие приемы целенаправленного воздействия на природную среду, прежде всего с целью получения продуктов питания, а затем и остальных предметов первой необходимости. С этой точки зрения изучение традиционной системы хозяйствования представляет особый интерес, что, конечно, и предопределило наш выбор в качестве предмета изучения именно этой сферы культуры.
Наконец, мы решили попытаться изучить семью и семейный быт цахуров. Общеизвестно, как велика роль семьи в воспроизводстве и поддержании этнических традиций. Это делает особенно актуальной задачу изучения семейной организации. Богатая семейная обрядность, сопровождая ключевые этапы жизни человека, долго хранит в себе остатки древних ритуалов, воплощающих архаические представления народа, которые в иных ситуациях предстают уже в значительно трансформированном виде, а то и вовсе исчезли из реального быта.
Памятуя о том, что бытовая культура является целостной системой, мы поставили в качестве одной из задач предпринимаемого исследования изучение ее отдельных сфер не как автономных самодовлеющих компонентов, а как взаимосвязанных частей единого этнического организма. Другой задачей исследования было рассмотрение избранных для изучения сфер бытовой культуры в движении, динамике. Именно по этой причине был избран достаточно длительный отрезок времени - II половины XIX - начало XX в., составивший хронологические рамки нашей работы.
Кроме того, этот период характеризовался важными социально-экономическими сдвигами, связанными с проникновением в экономику цахуров, как и других народов Дагестана, элементов капиталистических отношений, увеличившимся объемом связей с близкими и более дальними соседями и т.д. Все это накладывало определенный отпечаток на бытовую культуру, способствовало проникновению инноваций, которые значительно обновляли ее традиционно-бытовой пласт.


Продолжение >>

 

 


 
Сайт создан в системе uCoz