- ИСТОРИЯ -
 
     
 


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТНОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Этногенез и этническая история цахуров не изучены. Структурная и лексическая близость цахурского языка с удинским, который генетически связывается исследователями с языками Кавказской Албании, делает весьма вероятными предположения об этногенетической связи цахуров с древнеалбанскими племенами – автохтонным населением восточного Кавказа, говорившем на языках кавказской семьи. В сочинениях античных авторов I в. до. э. – II в. н. э. – Страбона, Плиния, Птолемея и др. – эти племена были известны под собирательными именами гелы, леги, албаны. К рубежу н.э. все они объединились в Албанский племенной союз. «Ныне над всеми царствует один царь, - писал Страбон, - а прежде каждый народец с особым наречием имел своего царя; наречий же у них 26…». Вероятно, это было первой ступенью в создании Албанского государства, территория которого, как считает большинство исследователей, занимала Северный Азербайджан и Южный Дагестан, в том числе и область расселения цахуров.
Политическая история Албании насыщена драматическими событиями. Иран и Рим, хазары и арабы – все они в своих завоевательных походах не миновали и территории цахуров. В V веке в Албании распространяется христианство, в чем большую роль сыграли соседние Грузия и Армения. Христианство принесло новые традиции зодчества: строятся храмы, например, базилики византийского стиля в сел. Кум и Лякит (в Сев. Азербайджане); о строительстве церквей в горной Цахурии (Цукети) во времена грузинского царя Арчила (VII в.) сообщают грузинские исторические источники. С падением Албанского государства цахуры, как и некоторые другие местные народы, стали зависимыми от власти кахетинских царей.
Как уже говорилось, наиболее ранним упоминанием в исторических источниках собственно цахуров принято считать Армянскую Географию VII в., в которой называется народ цехойк. Созвучие данного этнонима с именем цахуров навело некоторых исследователей на мысль о возможности соотнести эти два названия. Ранее мы высказывали свои сомнения в правомерности такого соотнесения.

Средневековые мусульманские источники весь Южный Дагестан называют Лакз, а местное население, в составе которого были и цахуры, – лакзами. Одно из наиболее ранних упоминаний встречается в труде арабского автора X в. – ал-Баладзори и затем часто повторяется в трудах более поздних арабских географов. Весьма основательное знакомство последних с интересующим нас регионом связано с тем, что в VII-VIII вв. область расселения цахуров, как и весь Южный Дагестан, оказалась в сфере политического, культурного и религиозного влияния арабского халифата. Главнейшим проводником этого влияния был ислам. Однако утверждение новой религии в Дагестане, в частности у цахуров, не было безболезненным актом. Об этом свидетельствуют цахурские исторические предания. По одному из них, недалеко от с.Гельмец существовало большое поселение цахуров, которое было разорено арабами и предано огню; место, где находился этот аул, получило впоследствии название «хъалешин майдан», т. е. «поляна неверных». Другое предание рассказывает, что жители с. Микик были вынуждены переселиться на плоскость. Еще одна древняя легенда повествует, что жители с. Гельмец и Джыных, не желавшие принимать новую веру, умерщвлялись. Но к XI-XII вв. ислам занял в верховьях Самура довольно прочные позиции. Если часть населения Южного Дагестана в начале XIII в., как сообщают арабские авторы, была еще язычниками, то о жителях Цахура Казвини писал, что они все мусульмане-шафииты. М.С.-О. Саидов отмечает, что «Цахур служил одним из активных поборников ислама в результате ранней исламизации… Отсюда вышли представители ученого мусульманского духовенства». Как показатель уже сильной степени исламизации можно истолковать тот факт, что именно к этому времени относятся находки в сс. Цахур, Гельмец, Мишлеш значительного числа надписей на арабском языке. В настоящее время в распоряжении исследователей имеются публикации арабоязычных надписей, относящиеся к XIII - XV и позднейшим векам. Эти бесценные исторические документы нередко единственный источник для воссоздания некоторых страниц исторического прошлого цахуров. Именно по надписям можно представить картину интенсивной строительной деятельности, которая осуществлялась в средневековье в Цахурии. Профессиональные мастера-каменщики возводили и реставрировали мечети, минареты, крепости, медресе, мастера-декораторы украшали эти постройки, выбивали на них арабские надписи, сохранившие имена многих местных умельцев, а также имена грамотных людей, начертавших эти надписи. Наиболее ранняя надпись XII в. из с.Гельмец сообщает о строительстве здесь минарета; надписи XIII -XVII вв. в сс. Цахур, Мишлеш, Гельмец сообщают о широком строительстве, главным образом мечетей и минаретов. Это в известной мере тоже подтверждает значительную роль Цахурии в распространении ислама в Южном Дагестане. Однако в Цахурии возводились не только культовые сооружения. Так, одна из надписей сообщает, что в 1638 г. на горном перевале на дороге из Закаталы в Цахурию был построен караван-сарай. Необходимость постройки здесь караван-сарая диктовалась тем, что дорога являлась главным путем, связывавшим села северного и южного склонов Кавказского хребта, по которой в горы из Закаталы везли хлеб. В эпоху средневековья на долю цахурского народа выпало немало испытаний. В 1239-1240 гг. Дагестан подвергся опустошительным нашествиям монголов. Правда, если судить по эпиграфическим материалам, на юге они дошли только до агульских сел и в Цахурии не были. Но в XIV в. Дагестан подвергся новому опустошительному разгрому: на этот раз войска Тимура разорили и цахурские селения. В 1452 г. состоялся поход на Цахурию войск азербайджанского хана Искандера Кара-Коюнлу, союзником которого были рутульцы. Однако поход окончился провалом. После одержанной победы местными мастерами была построена в Цахурии крепость. Неоднократные набеги на Цахур совершали также шамхалы, которым удавалось на какой-то период даже подчинить его своему влиянию, о чем свидетельствует сообщение Мухаммеда Раффи (не позднее начала XVI в.). Как гласит арабская надпись, цахурское с. Хоц (Хиц) было уничтожено Исми-шамхалом. Важнейшим событием этнической истории цахуров было их переселение на южные склоны Кавказских гор. В основе этих переселений лежали разные социально-экономические причины. Плоскостные районы Закавказья были знакомы цахурам, так как именно здесь находились зимние пастбища, куда они ежегодно перегоняли скот. На этих землях еще до XVI в. образовались цахурские и арабские поселения, признавшие верховную власть кахетинских царей. Иногда дагестанцы переселялись и по прямому приглашению кахетинских царей и местных моуравов, поселенцы получали земли, за что обязаны были нести военную службу и выполнять разного рода повинности, например, доставлять лед к царскому двору. После разрушения в XVI-XVII вв. Восточной Кахетии иранскими шахами, началась вторая волна миграционного движения, когда опустошенные земли интенсивно заселялись горцами. В XVII в., судя по историческим свидетельствам, цахурские султаны находились в иранском подданстве. Иранские шахи утверждали цахурских правителей, по приказу иранских шахов осуществлялись некоторые военные акции. Так, в фирманах шаха Сафи от 1632, 1635, 1636 и 1637 гг. , направленных цахурскому султану Мухаммедхан-беку, шах приказывал ему совершить ряд вторжений в Грузию. Такого же рода акции осуществлялись следующим цахурским султаном Халил-беком, утвержденным Шах Аббасом II в 1642 г. О Цахуре этого периода имеются документальные сведения. В это время здесь побывал турецкий путешественник Эвлия Челеби, который писал: «а потом пришли в область села Цахури. Сюда тоже входит около150 сел. Здесь правит Эмир-Юсуф-бей – один из вождей племени, находящего под властью правителя Дагестана. Но жители Дагестана в том числе и Цахурии много раз бывали в подчинении персов. В настоящее время население этой области насчитывает около семи тысяч воинственных людей. Оно исповедует суннизм шафиитского толка. Одну ночь мы провели в беседе с их беем…В этом селе есть место поклонения – могила шейха Эмир-султана. Он великий святой. В этой области Дагестана живут такие улемы и набожные люди, каких нет нигде в других местах…Один раз в год здесь устраивается большая ярмарка». Приведенный текст, хотя и не содержит большой информации и даже грешит некоторыми преувеличениями (численность сел, воинов), столь характерными для Эвлия Челеби как автора, все же очень важен как редкое свидетельство современника, побывавшего в Цахуре в середине XVII в. Отмеченные колебания в политике цахурских султанов были связаны с крайне неустойчивым положением, в котором оказался Дагестан в XVI-XVII вв. в связи с жестоким соперничеством Ирана и Турции за обладание этим регионом. Данный период характеризуется активной борьбой народов Дагестана против посягательств этих двух стран на свою свободу и независимость. Борьба стоила дагестанцам многих жертв. К концу XVIII в.– началу XIX в. многие районы Южного Дагестана и Закавказья находились под властью шиитского Ирана, осуществлявшего жестокие гонения местного населения (по вере – мусульман-суннитов). Эта политика угнетения в Джарских и Цахурских обществах Азербайджана привела к целому ряду антииранских восстаний, начавшихся в 1707 г. и продолжавшихся до 1722 г. В 1735, 1741 и 1742 гг. многие районы Дагестана, в том числе Цахурия, подверглись опустошительному нашествию войск Надир-шаха. В этих условиях и возникла необходимость ориентации на Россию, которая уже давно развивала политическую активность в Восточном Закавказье. Юридически акт вхождения южного Дагестана в состав России был оформлен Гюлистанским трактатом 1813 г. К моменту присоединения Дагестана к России пределы Елисуйского султанства включали территорию, лежащую в верховьях Самура, и равнинно-предгорные земли между Кавказским хребтом и Алазанью.В 1839 г. наместник Кавказа, поощряя за верную службу султана Даниял-бека, присоединил к его владениям весь Рутульский магал с его многочисленными аулами. Первоначально султан Даниял-бек действительно проявлял полную лояльность по отношению к русским властям, однако впоследствии резко изменил свою политику. 4 июня 1844 г. он объявил о своей поддержке движения Шамиля. Правда, впоследствии взаимоотношения Даниял-бека с Шамилем не всегда носили дружественный характер и последний временами не без оснований подозревал султана в тайных помыслах вновь войти в сношения с русскими. Тем не менее, Даниял-бек сыграл значительную роль в антиколониальном движении дагестанских горцев, а Горный Магал долгое время был одним из оплотов сражавшихся. Это вынудило царское правительство пойти на крайние меры. В 1844 г. Елисуйское султанство было упразднено и вместо него создан Елисуйский округ. Кроме того, вследствие продолжавшегося сопротивления, было приказано « наказать» непокорное население. Выполняя приказ высшего командования, армия во главе с генералом Врангелем в июне 1852 г. подвергла все населенные пункты цахуров Дагестана артиллерийскому обстрелу из крупнокалиберных пушек. Все села были сожжены и разрушены дотла. Жители – 1219 семей цахуров – были переселены на равнину в Закатальский округ. Н. Вучетич, который несколько лет спустя побывал в Горном Магале, писал: « Ранее обитаемый край был оставлен как покинутый после страшного землетрясения. Вид селений представлял развалины стен, груды камней». В 1861 г. цахурам было разрешено вернуться в родные места. В разоренных поселениях, хоть медленно, но начинала восстанавливаться нормальная жизнь.

Курбанов К.Э

 

 


 
Сайт создан в системе uCoz