- ГЛАВНАЯ -
 
  Если вы хотите что-то отправить нам, "ссылка", "фото", "сообщения" или что-то сказать мне отправте по этому e-mail: gadey@mail.ru  
 

 

Приветствуем Вас на сайте Цахурский народ!

Цахуры (самоназвание йихъбы, в русской транслитерации - йикийцы) - один из коренных народов Дагестана и Азербайджана. Общая численность более 30 тыс. человек (в Дагестане, 7 тыс. человек и Азербайджане 20 тыс. человек). Проживают в Рутульском районе Дагестанской АССР, в Закатальском и Кахском районах Азербайджана. Всего цахурских селений 29. Из них 13 селений в Дагестане: Курдул (Лек), Гельмец, Микик, Хияк, Цахур, Сюгют, Муслах, Мишлеш, Корш, Джыных, Аттал, Баш-Калял, Баш-Мухах; 16 селений в Азербайджана: Мамрух, Агдам-Калял, Сувагиль, Кас, Каркай, Калал, Сабунчи, Мухах, Аласкар, Гезберах, Алибайрамлы, Мишлеш (Чинчар), Лякит-Кетюклю, Кум, Чинар, Узюмлю. В семи пунктах Закатальском и Кахского района представлено смешанное население: Джимджимах (азербайджанцы-цахурцы), Чардахлар (аврцы-цахурцы), Тала (азербайджанцы-цахурцы-аварцы), Гюуллюк (азербайджанцы-цахурцы), Зарна (азербайджанцы-цахурцы). Значительное число цахурцев проживает в городах Закатала и Кахи. Кроме того, цахурцы проживает в городах Баку, Сумгаит, Мингечаур.
Говорят на цахурском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи; делится на цахский и гельмецский диалекты. Большинство знает азербайджанский и русский (в Российской Федерации) языки. Верующие — мусульмане-сунниты.

Первые сведения о Цахурах встречаются в грузинских и другие источниках 7 века, где они названы "цахайки" (Sacaseni).
Генетическая общность политически была реализована в создании первого в истории человечества “федеративного” государства Кавказской Албании. В связи с этим определенный интерес представляет экскурс этимологических оценок некоторых этнонимов. Так, для носителей аваро-андо-цезских народов общим этнонимом выступают лексемы “маг1арулав” - горец (I класс), “маг1арулай” - горянка (II класс), “маг1арулал” - горцы. Этноним “горцы” встречается и у других народов Дагестана, в частности у цахуров, например, “сувахъан” - горец, “сувахъанбы” - горцы, “аляхъанбы” - верхнегорцы. В этнониме “горцы” аккумулировано понимание генеалогической общности дагестаноязычных народов. В этом плане этноним “горцы” по семантике непосредственно восходит к лексеме “албан”. Именно по этой причине этноним “Албан” тюрками, пришедшими на Кавказ (компактное заселение их на территории исторической Кавказской Албании относится к XI - XIII вв.), был озвучен собственной лексемой “Дагестан”.

Увеличить картинкуИтак, цахуры - один из восточно-кавказских народов. Предки их с лезгино-язычными народами под названием “йикийцы - албанцы” ( в переводе означает “мы горцы”, “мы народ”) входили в состав Кавказской Албании и занимали цельную территорию на юго-западе, гранича с Арменией и Грузией. Знатоки истории, этнографии, антропологии, языка цахуров полагают, что они в прошлом занимали значительно большую территорию, чем в XIX - начале XX в., многие названия на Кура-Алазанской долине связаны с цахурским языком, имеют древнюю культуру и письменные традиции. Албанская письменность, зарождение которой определяют 430 г., непосредственно связана с праязыком йикийцев-албанцев, на котором создавалась богословская (перевод Библии в V-VI вв., житие святых V-VIII вв.), светская и каноническая литература (V-X вв.). Некоторые образцы этой литературы сохранились в переводе на древнеармянский язык. Есть основание полагать, что йикийцы-албанцы имели письменность еще до 430 г. Она функционировала на арамейской графике и читалась справа налево. Памятником такого письма является оберег из Ихрека. В связи с принятием христианства Кавказской Албанией (313 г.) и потребностью в переводе Библии на язык (или языки) албанцев в 430 г. раннее письмо было реформировано: был использован опыт греческой филологии - в состав алфавита ввели гласные, чтение и письмо начали осуществлять слева направо. В этом, безусловно, велика роль Месропа Маштоца, с чьим именем связывают создание армянского, грузинского и албанского письма в начале (первой четверти) V в. Традиции албанского письма продолжались в Х-XV вв., до того времени, когда христианство постепенно свои позиции у йикийцев-албанцев уступало исламу. Так, в XII- XIII вв. при медресе в Цахуре на местный язык с арабского были переведены работы шафиитского толка, Коран Исмаила с комментариями о шафиитском учении, а также свод мусульманских правовых и теологических нормативов (в специальной литературе указанные работы известны как “Компендий Музани” и “Книга Имама ая Шафии”). Кстати, медресе в Цахуре, первое исламское высшее учебное заведение на Кавказе, было открыто в 1075 г. по распоряжению знаменитого визира Низама аль-Мулька (1017-1092), правителей государства Сельджуков Алп Арслана, затем Меликшаха.

Однако и тогда, и впоследствии, когда ислам стал ведущей религией Дагестана, албанская церковь в лице католикоса оказывала определенное влияние на народы Южного Дагестана и Кура-Алазанской долины, о чем свидетельствуют события второй половины XIV- первой половины XVII вв.

В XIV - XVI вв. у цахуров сложилась светская власть - Цахурское ханство. Оно образовалось на базе союза Цахурского, Илисуйского, Карадулакского и Сувагильского вольных обществ и подвластных селений тюрок-мугалов и ингиловцев (грузин). В начале XVIII в. резиденция Цахурского ханства была перенесена из Цахура в Илису (1725 г.). Соответственно ханство получило новое название - Илисуйское (Елисуйское) султанство.

В XVII в. Цахурское ханство (в последующем Илисуйское султанство) и Джаро-Белоканские вольные общества цахуров и аварцев образовали федеративный союз. Включая и владения Илисуйского султанства, он занимал территорию по нижнему течению реки Алазани, ограниченную с запада Кахетией, с юга - частично Ширакской степью (восточная часть Ширакской степи по руслу реки Иори, у цахуров - Габри, входила во владения вольных обществ и Илисуйского султанства), с востока - Шекинским ханством. В состав этой территории входили также земли, лежащие на северных склонах Главного Кавказского хребта (верховья Самура).

Военная и экономическая мощь союза Джаро-Белоканских вольных обществ определялась собственностью на землю и воду (природные ресурсы) и геополитическим положением.

В вольных обществах существовали два вида собственности на землю:

частная (пахота, сады, рисовые чеки, ближайшие сенокосы) и общинная (летние и зимние пастбища, трассы по перегону скота на зимние и летние пастбища, водные ресурсы по орошению, леса). Продажа земли адатом запрещалась. Те поселения, которые образовались на землях вольных обществ, земельной собственности не имели, они платили ренту за землю и воду тем обществам, на чьей земле они обосновались. Таковыми были енгиловские и тюрко-мугальские поселения (история их образования - отдельный вопрос). В литературе она описана как кешкельная рента.

Федеративный союз Джаро-Белоканских вольных обществ и Илисуйского султанства принимал активное участие в освободительном движении горцев в 20-60 гг. XIX в.: крупное восстание цахуров и аварцев в 1830 г., переход Даниял-султана Илисуйского в 1844г. на сторону Шамиля и объявление войны царской России; посещение Цахура в июле 1850 г. наместником Кавказа М. С. Воронцовым; карательная экспедиция 1852 г. в Горный Магал (верховье Самура) и полное сожжение 13-ти цахурских и 2-х аварских селений, насильственное переселение жителей этих сел в Алазанскую долину, неоднократные походы Даниял-султана и других военачальников имама Шамиля в Шеки, Закаталы и Кахетию.

После подавления восстания в 1830 г. Джаро-Белоканские вольные общества и Илисуйское султанство вошли в Закатальский округ. Хотя Илисуйское султанство было сохранено, но сам Даниял-султан в правах правителя был ограничен. Это обстоятельство стало одной из причин перехода его на сторону Шамиля. Илисуйское султанство в 1844 г. было упразднено...


 
Сайт создан в системе uCoz